Грузовики Камского автозавода остаются лидерами на российском рынке. В первой половине 2024 года КАМАЗ смог обойти как европейских, так и китайских производителей, что подтверждает его востребованность среди покупателей.
Каждая модель КАМАЗа представляет собой сложную инженерную систему, включающую более пяти тысяч деталей и около полутора тысяч сборочных узлов. Сборка автомобилей предполагает выполнение более 700 сварных соединений, общая длина которых достигает десяти метров. Основные элементы конструкции включают:
• Двигатель;
• Трансмиссию;
• Раму и сцепные устройства;
• Подвеску;
• Кабину;
• Платформу;
• Систему регулирования давления в шинах;
• Рулевое управление;
• Тормозную систему;
• Электрооборудование;
• Электронные системы управления.
Рассмотрим ключевые узлы подробнее.
Большинство грузовиков КАМАЗ оснащаются турбодизельными двигателями собственного производства или моторами Cummins. Эти агрегаты обеспечивают отличные эксплуатационные характеристики и мощность, не уступая европейским аналогам. Совместная разработка с американской компанией Cummins позволяет добиться высокой динамики и топливной экономичности. Это стало возможным благодаря системе впрыска топлива Common Rail и охлаждению наддувочного воздуха.
Современные модели КАМАЗ соответствуют экологическим стандартам ЕВРО-5. Для этого используются нейтрализаторы и сажевые фильтры, которые эффективно очищают выхлопные газы.
На грузовиках КАМАЗ устанавливается двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Оно обеспечивает плавное соединение двигателя с коробкой передач при старте автомобиля и защищает механизмы от перегрузок. Управление осуществляется водителем через педаль сцепления и рычаг переключения передач, а пневмоусилитель снижает усилия при переключении.
Коробки передач представлены в двух вариантах: девятиступенчатые и шестнадцатиступенчатые. Одиночные автомобили оснащаются одной из этих коробок, тогда как тягачи для автопоездов дополнительно комплектуются двухступенчатым редуктором (делителем), который снижает частоту переключений скоростей, упрощая управление.
Модели нового поколения "К5" могут быть оснащены автоматической коробкой передач. Раздаточная коробка, разработанная специально для КАМАЗ, распределяет крутящий момент между ведущими осями. Межосевой дифференциал позволяет колесам вращаться с разной скоростью, а блокировка межколёсного дифференциала улучшает проходимость на сложных участках.
Подвеска грузовиков КАМАЗ предназначена для смягчения вибраций и ударов при движении по неровным дорогам. Основными элементами подвески являются продольные полуэллиптические рессоры: их передняя часть крепится к раме, а задняя остаётся свободной, что позволяет рессорам перемещаться вертикально. Мосты крепятся к рессорам квадратными скобами.
Для демпфирования вибраций используются гидравлические телескопические амортизаторы, расположенные между мостом и рамой. Они уменьшают тряску в кабине и защищают раму от излишних нагрузок. Такая конструкция применяется как на передней, так и на задней подвеске двухосных моделей КАМАЗ.
В трёхосных грузовиках КАМАЗ применяется задняя подвеска балансирного типа, обеспечивающая независимое вертикальное движение среднего и заднего мостов. В современных версиях некоторых моделей используется пневматическая подвеска, которая делает ход автомобиля более плавным и позволяет автоматически регулировать дорожный просвет между рамой и поверхностью дороги.
КАМАЗ оснащается прочной рамой штампованной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов швеллерного профиля, соединённых поперечинами. На раме тягачей устанавливаются седельно-сцепные устройства, такие как «КАМАЗ» или «JOST», для крепления полуприцепов. Для буксировки прицепов используется тягово-сцепное устройство типа крюк-петля.
Рулевое управление автомобилей КАМАЗ дополняется гидроусилителем, что облегчает маневрирование даже при полной загрузке.
Тормоза грузовиков включают несколько систем:
• Рабочая система: барабанные тормоза с пневматическим приводом, обеспечивающие раздельное торможение передних и задних колёс.
• Стояночная и запасная системы: с пружинными энергоаккумуляторами на задних мостах.
• Моторный тормоз: используется для предотвращения перегрева тормозных механизмов на затяжных спусках.
Дополнительно автомобили могут оснащаться антиблокировочной системой (ABS) и противобуксовочной системой (ASR), что повышает безопасность в сложных условиях эксплуатации.
Кабина КАМАЗа выполнена из цельнометаллического каркаса. Она размещена над моторным отсеком и снабжена гидроподъёмником для удобства обслуживания. В зависимости от модели кабина может быть двух- или трёхместной. Для большего комфорта водителей в дальних поездках предусмотрены спальные места. Просторный салон позволяет водителю стоять в полный рост, а сиденья оснащены пневмоподвеской. Для поддержания комфортного микроклимата кабина оборудована отопителем и кондиционером.
Грузовая платформа КАМАЗа изготовлена из стали и имеет цельносварную конструкцию. Она включает основание и борта, которые могут быть неподвижными или откидными. Некоторые модели оборудованы каркасом с тентом. Самосвалы дополнительно оснащаются системой подогрева днища выхлопными газами, что предотвращает примерзание грузов в холодное время года.
Электросистема КАМАЗа включает в себя:
• Освещение внутри и снаружи;
• Систему электроснабжения;
• Очистители стёкол;
• Систему запуска двигателя;
• Подогрев воздуха во впускном коллекторе (на двигателях Cummins);
• Световую и звуковую сигнализацию;
• Вентиляцию и отопление салона.
На крыше грузовиков для автопоездов устанавливаются дополнительные фонари, соответствующие требованиям ПДД.
Современные модели КАМАЗ оснащаются электронными блоками управления двигателем, системой нейтрализации выхлопных газов, а также ABS и ASR.
КАМАЗы оборудуются системой мониторинга давления в шинах, управление которой осуществляется непосредственно из кабины водителя.
ООО «Техцентры Сотранс» — это ваш надёжный партнёр в обслуживании грузовых автомобилей. Мы гарантируем высокое качество ремонта и диагностики благодаря профессионализму наших специалистов. Доверяя нам, вы выбираете надёжность и долгий срок службы вашего автомобиля.